Яндекс.Метрика

Breadcrumbs


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Рубинштейн

190-лет со дня рождения А.Г. Рубинштейна

(1829-1894 г)

91967dc1626648ca8f458d5b8626e5c9 

     28 ноября исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося русского композитора. Пианиста, дирижера, музыкального педагога - Антона Григорьевича Рубинштейна.

     Родился в селе Выхватинец, Подольской Губернии. Его отец был купец второй гильдии, мать – преподаватель фортепиано. Семья была многодетная, но в дальнейшем все дети в семье, так или иначе, связали свою жизнь с музыкой. Первые уроки игры на фортепиано, Антон получил от матери, а 7 лет стал учеником французского пианиста Виллуана.

   Антон Рубинштейн был творчески одаренным ребенком-фенОменом.

     В 11 лет он объехал с гастролями всю Европу. О нем говорили, что это величайший гений, каких не появлялось уже много лет. Современников Рубинштейна поражало спокойствие на сцене, блистательная техника и фееричная музыкальность, но более всего, это умение буквально наэлектризовать публику, его магнетизм. В Париже он дал концерт, на котором присутствовали Ференц Лист, Фредерик Шопен и все музыкальные знаменитости. Успех был блистательный. После этого были концерты в Бельгии, Англии, Швеции, Германии. Ференц Лист о нем сказал: «Рубинштейн одно из блистательных явлений фортепианной виртуозности. Он будет моим преемником». Игра же самого Листа произвела на Рубинштейна такое сильное впечатление, что когда он первый раз его услышал, он упал в обморок. Для Антона он был божеством.

     Позже мать Рубинштейна вывезла детей в Берлин, здесь они занимались композицией со знаменитым Зигфридом Деном, а по воскресеньям посещали Мендельсона и Мейербера. Но вскоре умер отец, и вся семья вернулась на Родину, и только 16-ти летний Антон отправился к Ференцу Листу в Вену. Антон Рубинштейн рассчитывал на его поддержку, но он ошибся. Лист сказал, что его поддержит талант, и ни какой другой поддержки ему не надо. Это были самые тяжелые 1.5 года в его жизни. Зарабатывал на жизнь частными уроками, часто не ел по 2-3 дня. Писал много музыки: оперы, оратории, симфонии, а также камерную фортепианную музыку.

     Когда ему было 19 лет, принимает решение вернуться на Родину. Но здесь его поджидало много неприятных сюрпризов.На границе отобрали самое ценное - сундук с нотами, потому что заподозрили в них зашифрованные революционные послания. Коллективов, для профессиональных музыкантов было ничто мало. Быть музыкантом в России было по- прежнему, уделом слуг. До 19 века так было и в Европе. Но Рубинштейн видел, какое теперь место в обществе занимают Мендельсон, Шопен, Лист. Лист дал пример царственного поведения музыканта. Оставалось изменить ситуацию в родном отечестве. Он остается жить и работать в Санкт-Петербурге, где играет в концертах, дает частные уроки и становится аккомпаниатором великой княгини Елены Павловны. Она часто устраивает музыкальные вечера, на которых исполняется музыка А.Рубинштейна.

Он просит Елену Павловну об официальной должности, понимая, что без этого так и останется в глазах людей сыном купца второй гильдии, но ему было отказано.

«Если обстоятельства не устраивают тебя, - измени их. Невозможное, сделай возможным», - так писал в письме матери Рубинштейн. И в 23 года он предоставил княгине проект коренного изменения музыкальной жизни в России. Он пытается доказать, что музыкант, который посвятил все свое время и жизнь искусству, должен быть удостоен особого положения, но его проект терпит неудачу. И он едет снова покорять Европу, теперь уже как композитор. Он снова встречается с Ференцем Листом. Ван второй, так Лист называл Рубинштейна, и не только за внешнее сходство с Бетховеном, но и за бурный темперамент. Лист помогает Рубинштейну рекомендациями, а в1852 году сам берется исполнить в Веймаре ораторию Рубинштейна «Потерянный рай». Там же с успехом была исполнена симфоническая поэма «Фауст» и многие другие его произведения. Большую популярность у публики имеют его фортепианные концерты.

     Рубинштейн мечтает, чтобы Россия стала европейской музыкальной державой, а для этого нужно две вещи:

- построить систему подготовки профессиональных музыкантов

-и воспитать публику, сформировать моду на серьезную музыку.

     Рубинштейн решает переломить ситуацию на родине. Он начинает обучать музыкантов прямо в Михайловском дворце, в помещении, которое ему предоставила княгиня Елена Павловна. А концертную жизнь он организовывает прямо у себя дома. По субботам у него собирался цвет петербургской интеллигенции. А спустя год, в 1859 году он организовывает «Русское музыкальное общество». Теперь ходить на концерты стало престижно. И он приступает к главному своему детищу - созданию консерватории. Он столкнулся с массой проблем: поиск средств, помещения, отсутствие педагогов. И он делает невозможное, - приглашает музыкальных профессоров со всего мира. Практически, он поставил музыкальное образование в России, его традиции живы и по сей день. Он тратил на консерваторию все свои силы и деньги . И его детище заработало. В консерватории стали обучать профессиональных музыкантов. И один из известнейших учеников Рубинштейна был Петр Ильич Чайковский.

Антон Рубинштейн был великим пианистом, но многие его произведения были переложены для исполнения на других инструментах. Часто технически это сделать достаточно сложно. И сейчас, для вас прозвучит Когда Рубинштейн понял, что его миссия выполнена, он уйдет с поста директора, а позже, через 20 лет, когда консерватория была на грани закрытия, вернется и сумеет вдохнуть в нее жизнь снова. Он сумеет выбить для нее здание, в котором, она находится, и по сей день.

     Его наполненная событиями жизнь, казалось не оставляла места для творчества, но вопреки этому, он сочинил больше, чем все русские композиторы того времени вместе взятые. Именно сочинительство он считал главным делом своей жизни. И он был автором первой русской симфонии, первого русского фортепианного концерта, первых русских фортепианных сонат и многого другого.

   5 ораторий, 13 опер, балет, 6 симфоний, 5 концертов для ф-но, 100 романсов, сонаты, трио, квартеты – вот не полный список его сочинений.

Он работал с упоением, писал быстро. Но потом наступали хлопоты, связанные с исполнением его музыки. И часто, на Западе его произведения звучали чаще, чем на Родине. И даже оперу «Демон», которую он писал специально для петербургской публики, пришлось переводить на- немецкий, потому что ее к постановке не взяли и запретили театральной цензурой. «Идея посвятить себя Родине – превращена в посмешище», - так горько писал Рубинштейн.

Жил он с семьей в Петергофе, а каждую осень гастролировал с концертами по Европе. И успех Рубинштейна-композитора не шел ни в какое сравнение с успехом его исполнительского мастерства. Публика на его концертах была загипнотизирована, ошеломлена, на его концертах падали в обморок. Рубинштейн обладал гением творца. Вершиной его фортепианной карьеры становятся «Исторические концерты». Он исполняет по 7 исторических концертов в Санкт- Петербурге, Вене, Париже, Берлине, Лейпциге. При этом каждый концерт он давал в двойне, - для публики и для учащихся. Больше половины произведений, которые он с играл для российской публики, было с играно впервые. Они были еще и бесплатные. Это была еще и просветительская деятельность. Напряжение для музыканта был колоссальное. Однажды он во время концерта даже потерял сознание. Концерт прервали. Каждый раз выступая, он играл по – новому. Он воздействовал на музыкальный мир России, Европы, Америки. Вселенский масштаб его личности поражает. Он был гением.

     После «Исторических концертов» Рубинштейн покинул сцену. Здоровье его пошатнулось. Он практически ослеп, но продолжал выступать. Весь свой гонорар он переводил на благотворительность. За несколько лет до смерти он осуществил свою мечту, - поселился в Германии, где полностью отдался композиторскому мастерству. Его последняя дирижерская работа, - он руководил исполнением его же оперы «Христос».

        Чувствуя приближение смерти, он возвращается в Россию. Его последним сочинением стала увертюра к открытию здания, Санкт – Петербургской консерватории, - его детища.

     Антон Григорьевич Рубинштейн умер в 1894 году, в возрасте 64 года. Как пианист, он стоит в ряду величайших представителей, фортепианного исполнительства, всех времен и народов. Он основоположник профессионального музыкального образования в России, выдающийся композитор и педагог. И личности такого уровня, - это великая гордость для нас и наших сограждан.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!