Яндекс.Метрика


Платные услуги

Анкетирование

Форма обратной связи


Петрушка

Русский композитор -Игорь Федорович Стравинский

Балет «Петрушка»

Petrushka 005 

«Петрушка» — это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушки, сделанного из соломы и опилок, в котором тем не менее просыпается жизнь и развиваются эмоции.

    

Однажды у Стравинского возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, он мысленно представлял себе образ игрушечного плясуна. Характеризовавшие этот образ стремительные арпеджированные пассажи рояля как бы вступали в схватку с оркестром, отвечающим угрожающими фанфарами. Пытаясь найти словесное определение характера персонажа, воплощаемого этой музыкой, Стравинский, наконец, понял: то был Петрушка, «вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!» Дягилев загорелся идеей создания на данной основе целого спектакля. Так родился одноактный балет «Петрушка». Сценарий был сочинён А. Бенуа совместно с композитором, Бенуа же принадлежали эскизы костюмов и декораций. В качестве балетмейстера снова выступил Фокин, образ Петрушки нашёл превосходного исполнителя в лице Нижинского.

Александр Бенуа метко назвал «Петрушку» «балетом-улицей»: сюжетные события «Потешных сцен» происходят почти непрерывно в атмосфере уличного гомона. Неумолчный площадной гул не только открывает и завершает действие крайних, уличных сцен. Его отзвуки мы слышим и в средних, «интерьерных» эпизодах.

1a971706d92c14242789617556d0db9d

Действие происходит в старом Петербурге 1830-х годов, во время народных гуляний на масленой неделе. Основные действующие лица — куклы, наделённые чувствами и страстями настоящих людей. Между куклами развертывается драма . Это история несчастной любви Петрушки , традиционного персонажа народного театра, к Балерине , отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника — Петрушку. Фоном драмы служат широко развернутые картины масленичного гулянья, в которых показана многоликая пестрая веселящаяся толпа. Сущность замысла — в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, остро чувствующего свою неволю, жестокость фокусника, свой уродливый и смешной вид, Ему противостоит окружающий его мир — грубый и злой Арап, пустая легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец — Фокусник и равнодушная праздная толпа.

Балет «Петрушка » – важнейший этап творческого пути И. Стравинского. Это едва ли не самое человечное произведение Стравинского.

Александр Бенуа метко назвал «Петрушку» «балетом-улицей»: сюжетные события «Потешных сцен» происходят почти непрерывно в атмосфере уличного гомона. Неумолчный площадной гул не только открывает и завершает действие крайних, уличных сцен. Его отзвуки мы слышим и в средних, «интерьерных» эпизодах.

0021 021

Поставлен балет был 13 июня 1911 года в театре Шатле. Премьера балета на которой присутствовал «весь Париж», прошла с большим успехом. По словам композитора «...успех «Петрушки» сослужил мне службу, поскольку он внушил мне абсолютную уверенность в моем слухе как раз в то время, когда я собирался приступить к сочинению "Весны священной"».

Просмотреть балет «Петрушка»

Информация подготовлена

преподавателем и концертмейстером

Копаевой Е.Г.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!